Интервью

Интервью

В Петербурге завершается формирование участковых избирательных комиссий, которые будут проводить выборы в течение 5 лет, в частности, муниципальные выборы в сентябре 2014 года. По каким принципам формируются УИКи? В чем заключается работа участковых комиссий? И какова степень ответственности члена УИК с правом решающего голоса? Об этом мы спросили председателя территориальной избирательной комиссии №1 ОЛЬГУ НЕЧАЕВУ.

Корр.: Ольга Дмитриевна, в этот году УИКи формируются по новому принципу. Что это означает?

О.Н.: До сих пор для каждых новых выборов формировались новые Участковые избирательные комиссии (УИКи). Теперь, согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которые вступили в силу в ноябре 2012 года, до 30 апреля 2013 года по всей стране должны быть сформированы УИКи, которые будут организовывать и проводить выборы в течение ближайших 5 лет, вплоть до апреля 2018 года. В России должно быть сформировано более 90 тысяч новых УИК, в Петербурге – 1818, а в нашем Адмиралтейском районе – 61 УИК.

Корр.: Кто может рассчитывать на членство в УИК?

О.Н.: Членом УИК может стать гражданин России, достигший 18-и летнего возраста. Предпочтение будет отдано кандидатам, имеющим опыт работы в УИК и юридическое образование. В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» существуют ограничения на назначение членом УИК.

Членами комиссий с правом решающего голоса не могут быть:

— граждане, признанные решением суда недееспособными, ограниченно дееспособными и лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах и референдумах;

— депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления, выборные должностные лица, а также высшие должностные лица, главы местных администраций, судьи и прокуроры;

— супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов, а также лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов.

Корр.: Какие обязанности и права налагает на человека статус члена УИК с правом решающего голоса?

О.Н.: Хотелось бы особо подчеркнуть, что член УИК с правом решающего голоса – это не свободный наблюдатель, как думают многие, направленный контролировать деятельность УИК. Член комиссии с правом решающего голоса, прежде всего, должен работать в комиссии, а следовательно выполнять ее решения, в том числе по распределению обязанностей. То есть, если ему поручили проведение голосования вне помещения, то он должен будет покинуть участок и работать вне помещения. Если комиссия назначила его выдавать бюллетени, то он должен их выдавать, касается это и дежурства, которое начинается за 20 дней до дня голосования. Кроме того, член комиссии должен знать ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», все нормативно-правовые акты, касающейся деятельности УИК и изучать методические рекомендации. А также — отслеживать все изменения в избирательном законодательстве.

Корр.: А каковы полномочия УИК в целом? Чем она должна заниматься?

О.Н.: Полномочия УИК перечислены в пункте 6 статьи 27 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Любой желающий может ознакомится с ним. Однако самое главная задача УИК заключается в информировании граждан о выборах, в организации процесса голосования и подсчете голосов.

Корр.: Не такая уж серьезная нагрузка?

О.Н.: Не соглашусь с вами. Это очень ответственная работа, особенно в период проведения выборов. В течение пятилетнего срока УИКи точно будут проводить одни выборы Президента РФ и депутатов Госдумы, одни выборы губернатора и региональных депутатов и одни выборы местных депутатов. Некоторые Выборы будут совмещены, однако число дней голосования может увеличится из-за назначения референдумов или повторных выборов.  

Корр.: То есть УИКи будут работать только в день голосования?

О.Н.: Не совсем так. УИК является «постоянно действующей» и непосредственно начинает функционировать за 20 дней до дня голосования, а следовательно и оплачивается только этот период, а фактически работать необходимо будет весь период.

Корр.: То есть?

О.Н.: Не забывайте, что к выборам нужно готовиться. Для того чтобы проинформировать жителей о предстоящих выборах, необходимо изготовить (подписать) персональные приглашения на выборы в среднем на 2000 человек и опустить их в почтовые ящики. Еще потребуется изготовить плакаты-объявления, информирующие жителей о месте и графике работы комиссии и дне и месте голосования, и разместить их в каждой парадной участка, а это порядка 50 парадных. Также необходимо оборудовать помещение для работы комиссии и голосования, следить за сохранностью выборной документации, оборудования и технических средств видеонаблюдения и голосования, а накануне дня голосования их следует протестировать. День голосования и подсчет голосов – наиболее напряженная пора для членов УИК. Не все знают, что рабочий день может продолжаться 10 и более часов. Предыдущий многолетний опыт показывает, что после окончания голосования, в понедельник, вы, без сомнения, будете выбиты из обычного рабочего графика.

Корр.: Размер денежного вознаграждения компенсирует многочасовую нагрузку?

О.Н.: После выборов члены УИК получают денежное вознаграждение. Его размер зависит от региона и примерно составлял 150 рублей за час. Довольно скромная сумма. Деньги, безусловно, не могут и не должны служить стимулом для работы в УИК. Это все-таки, прежде всего, серьезная общественная работа.

Корр.: Каким будет состав и численность УИКов?

О.Н.: Согласно закону, не меньше половины от общего числа членов УИК должны составлять представители партий, представленных в региональном или федеральном парламенте. Остальные члены комиссии набираются по предложению представительного органа муниципального образования, собраний избирателей, внепарламентских партий и «иных общественных объединений». Численность УИК в зависимости от числа избирателей может составлять от 3 до 16 человек.

Корр.: А зачем УИКам кадровый резерв?

О.Н.: Согласно разработанному в Центризбиркоме проекту постановления «О порядке формирования резерва УИК», кадровый резерв должен появиться в регионах в июне 2013 года. В резервисты зачислят тех, кто не смог войти в основной состав комиссий. Численность резерва УИК неограничена. Именно из него партии должны будут выбирать замену своим представителям, по тем или иным причинам выбывшим из УИК. Если же партия не сможет вовремя представить соответствующую кандидатуру, то по правилам ЦИКа вакантное место будет замещаться «из числа иных лиц, входящих в резерв». Причем при назначении нового члена УИК рекомендуется учитывать опыт организации выборов и наличие высшего юридического и технического образования, а также немаловажный пункт —  «участие молодежи». Ежегодно будет проводиться уточнение сведений по резерву, и по результатам проверки региональный избирком будет принимать решение о дополнительном наборе кадров.

Беседу вела Юлия Лукьянова