Постановление 14-п
МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27.04 2010 г. № 14-п |
О мерах по антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов
местной администрации Муниципального образования
муниципальный округ Измайловское и их проектов
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Санкт-Петербурга от 29.10.2008 №674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге»:
- Утвердить Положение «О порядке антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское и их проектов» согласно приложению 1.
- Утвердить Методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское и их проектов согласно приложению 2.
- Поручить специалисту, в компетенцию которого входит юридическое обслуживание местной администрации проводить антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское и их проектов.
- Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Глава местной администрации А.А.Гуськов
Приложение №1
к постановлению местной администрации
№14-п от 27.04. 2010 г.
Положение
«О порядке антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов
местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское и их проектов»
- Настоящее Положение определяет порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское (далее – Администрации) и их проектов, а также условия и порядок проведения независимой антикоррупционной экспертизы указанных актов, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
- Антикоррупционная экспертиза проводится в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское и их проектов (далее — Методика) в отношении:
— проектов постановлений местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское;
— действующих постановлений местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское при разработке, которых антикоррупционная экспертиза не проводилась.
- Разработчик проекта нормативного правового акта (далее — разработчик) обязан принимать меры по недопущению включения коррупциогенных норм в разрабатываемом им нормативном правовом акте. Разработанный проект нормативного правового акта подлежит проверке на коррупциогенность, проводимой разработчиком. В случае обнаружения в проекте коррупционных факторов, они должны быть исключены разработчиком из проекта нормативного правового акта.
- Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, указанных в пункте 2 настоящего Положения осуществляется специалистом, в компетенцию которого входит юридическое обслуживание местной администрации.
- Результаты антикоррупционной экспертизы оформляются в соответствии с Методикой и отражаются в заключении, составленном по итогам юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов. Указанное заключение направляется разработчику для устранения коррупционных факторов, выявленных при проведении антикоррупционной экспертизы.
- Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское проводится специалистом, в компетенцию которого входит юридическое обслуживание местной администрации.
- По результатам антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское составляются экспертные заключения, которые направляются должностным лицам Администрации, принимавшим участие в разработке данного нормативного правового акта.
Должностные лица Администрации, в течение месяца со дня получения экспертного заключения, в котором отражены сведения о наличии в нормативном правовом акте коррупционных факторов.
- Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой антикоррупционной экспертизы, устраняются разработчиком на стадии доработки проекта нормативного правового акта.
- В случае несогласия разработчика с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разработчик вносит указанный проект на рассмотрение главе местной администрации с обоснованием своего несогласия. К проекту нормативного правового акта прилагаются все поступившие экспертные заключения, составленные по итогам антикоррупционной экспертизы.
- Положения действующего нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, проводимой специалистом, в компетенцию которого входит юридическое обслуживание Администрации устраняются должностным лицом, принимавшим участие в разработке данного нормативного правового акта, в течение месяца со дня получения экспертного заключения, в котором отражены сведения о наличии в нормативном правовом акте коррупционных факторов.
- В случае получения информации о наличии в действующем нормативном правовом акте, прошедшем антикоррупционную экспертизу, положений, способствующих проявлениям коррупции, главой местной администрации принимается решение о проведении повторной антикоррупционной экспертизы.
Для проведения повторной антикоррупционной экспертизы указанный нормативный правовой акт направляется специалисту, в компетенцию которого входит юридическое обслуживание Администрации.
Приложение №2
к постановлению местной администрации
№14-п от 27.04. 2010 г.
Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское и их проектов
- Настоящая Методика определяет правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии нормативных правовых актов местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское, а также в действующих нормативных правовых актах местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
- Коррупционными факторами признаются положения нормативных правовых актов и их проектов (далее — нормативные правовые акты), которые могут способствовать проявлениям коррупции при их применении, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения нормативных правовых актов, содержащие коррупционные факторы.
- Основной задачей применения настоящей методики является обеспечение проведения экспертизы нормативных правовых актов местной администрации Муниципального образования муниципальный округ Измайловское в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращению включения в них указанных положений, либо исключению их из действующих нормативных правовых актов (далее — антикоррупционная экспертиза).
- Эффективность проведения антикоррупционной экспертизы определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
- Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
- По результатам антикоррупционной экспертизы составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц акта (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов. К экспертному заключению прилагается таблица коррупционных факторов, выявленных в нормативном правовом акте, по форме согласно приложению к настоящей методике.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в нормативном правовом акте выявленных коррупционных факторов.
- Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся в соответствии с настоящей методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
- В экспертном заключении в обязательном порядке предусматриваются рекомендации по доработке проекта нормативного правового акта (внесению изменений в нормативный правовой акт), в котором выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции.
- Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
- Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий — отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле «вправе» — диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. О предъявлении завышенных требований свидетельствует наличие открытых (не исчерпывающих) перечней документов, подаваемых заявителем, или оснований для отказа ему, использование субъективно-оценочных формулировок оснований для отказа в реализации права;
г) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав — возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества — наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции — нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. О наличии данного фактора говорит принятие акта в нарушение компетенции органа исполнительной власти, определенной в законе и (или) положении о данном органе;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий — установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности — употреблении не устоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
- Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в правовом акте и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании — отсутствии в нормативном правовом акте нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур — отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур — закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) — отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) — отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) — отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации — отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
- Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе нормативного правового акта.
К ним относятся:
а) ложные цели и приоритеты.
Нормативный правовой акт должен иметь ясные цели и приоритеты, отвечающие реальным потребностям правового регулирования.
На данный фактор могут указывать объективная нецелесообразность принятия нормативного правового акта, избыточность регулирования вопроса, несоответствие положений нормативного правового акта продекларированным им целям;
б) нормативные коллизии — противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).